Логистика с добавленной стоимостью: как перестраивалась отрасль в уходящем году
По мнению директора по развитию бизнеса SOTA Logistic Игоря Чернышева, на развитие рынка логистических услуг в текущем году в большей мере повлияли такие важные события, как запуск паромных переправ через Новороссийск в Турцию и через Астрахань в Азербайджан, что позволило создать альтернативные логистические хабы для поставок товаров из Европы; запуск трассы М12 и расширение трассы М7, что приведет к значительной экономии при транспортировке грузов: время в пути из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга сократится почти вдвое – с 31 до 17,5 часа; а также расширение пропускной способности границ с Казахстаном и Китаем за счет строительства новой инфраструктуры и внедрения электронной очереди – это, в свою очередь, ускорит прохождение границы на одни-двое суток. Он также сказал «ФедералПресс», что изменение логистических цепочек в связи с переориентацией на Восток значительно увеличило расстояния перевозок и сроки поставок – до 60 дней. Поэтому компании-импортеры были вынуждены увеличить свой товарный запас почти в два раза. Рост ставок по всем типам грузовых автоперевозок за 2023 год превысил 50 % из-за дефицита техники и удорожания грузовых машин – как новых, так и с пробегом, что тоже не могло не повлиять на рынок.
Герои асфальта: как создается транспортная инфраструктура в России
По словам Игоря Чернышева, директора по развитию бизнеса логистической компании SOTA Logistic, новые дороги действительно позволяют серьезно сокращать время доставки грузов. Например, запущенный в эксплуатацию третий пусковой комплекс ЕКАД в Свердловской области обеспечил кольцевое движение вокруг столицы Урала Екатеринбурга и тем самым позволил сократить транзитное время почти в два раза.
Казахстан стремится стать глобальным логистическим хабом. А как выполняются перевозки по территории страны сейчас?
«Транспортировка грузов из Китая через Казахстан благодаря развитой транспортной инфраструктуре возможна практически из любой провинции. Однако по стоимости выгоднее всего отгрузки с северо-запада Китая благодаря близости границы», — указал директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
Тягачи и самосвалы тянут рынок грузовиков
«Мы наблюдаем продолжающийся рост автомобильных грузоперевозок: по данным Росстата, с января по октябрь грузооборот коммерческого автотранспорта увеличился на 5,8 процента в сравнении с тем же периодом 2022 года. Это неизбежно приведет к повышению спроса на грузовики», – прогнозирует Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса логистической компании SOTA Logistic.
В чем причины ускорения продаж грузовиков в РФ?
Сейчас доля китайских брендов на российском рынке тяжелых грузовиков превышает 55%. Лидирует КАМАЗ с 19% рынка, на втором и третьем местах – Sitrak и Shacman. Также активно представлены FAW, Foton и DongFeng. И в следующем году продажи будут расти. Мы считаем, что необходима господдержка и расширение программы льготного лизинга, благодаря которой сегмент грузовых автомобилей может стать крупнейшим на рынке лизинга. В качестве сдерживающих факторов можно указать высокую волатильность курса рубля по отношению к основным валютам, и в частности, к юаню.
Логистическая реальность: как быстро перестроить бизнес и не остаться в убытке
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев не видит веских причин для восстановления до 2024 года объемов в ключевых торговых отраслях. Рост объемов перевозок по главным и региональным торговым путям в 2023 году он прогнозирует в пределах 0,5–1 %, а в 2024-м – на 3,5–4,5 % и полагает, что рынок контейнерных перевозок окончательно восстановится только к 2025 году.
Через Финляндию проходило около 15% от общего грузопотока из ЕС
«Данное решение властей Финляндии выглядит довольно спорным, так как закрыли четыре основных пункта пропуска, — говорит директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. — Очевидно, что поток беженцев моментально перетечет на оставшиеся пять погранпереходов, и пострадают только владельцы грузов, автотранспортных средств и жители приграничных территорий». Кроме того, именно через Финляндию в Россию ввозятся товары из скандинавских стран и непосредственно самих финских производителей, добавляет Игорь Чернышев.
Нетипичный высокий сезон – 3
С началом высокого сезона на российском рынке контейнерных перевозок дефицита провозных мощностей на морских линиях или контейнеров не наблюдается. Это связано со значительным падением рынка за последние четыре месяца. В результате к июню ставки фрахта снизились на 61% по сравнению с уровнем июня 2022 года, причем по всем направлениям, но особенно пострадал экспорт из Азии.
На Индию делается ставка как на более серьезного торгового партнера в рамках МТК Север – Юг
С марта 2022 года традиционные поставки проверенной годами номенклатуры товаров из стран Запада стали недоступны либо затруднительны из-за повышения их стоимости, увеличения транзитных сроков, сопутствующих издержек и рисков. Российские импортеры были вынуждены диверсифицировать поставщиков, делая выбор в пользу компаний из лояльных или нейтральных по отношению к России стран, находящихся в удобных с точки зрения логистики локациях.