Завидная китайская доля
Если верить статистике, доля китайской техники на российском рынке грузовых автомобилей продолжает увеличиваться. Так, если за семь месяцев 2023 года она составляла 58%, то за аналогичный период нынешнего выросла уже до 62,9% (здесь и далее данные НАПИ). Причем в отдельных сегментах рынка эти показатели ещё выше. В сегменте тягачей, например, китайцам принадлежит 77%, а в сегменте самосвалов и того больше – 79,4%. Cловом, роптать китайским товарищам «на свою незавидную долю» не приходится. Она ещё какая завидная.
Ускорит ли внедрение мультимодальной транспортной накладной доставку товаров?
«Мультимодальная транспортная накладная станет своего рода аналогом сквозного коносамента, но для перевозки груза «от двери до двери», с указанием вида транспорта на всех этапах его перемещения. Это позволит избежать необходимости оформлять отдельный пакет документов на каждом этапе перевозки», — поясняет директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
«Разбивать стоимость перевозки на тарифы для отдельных этапов, на наш взгляд, не стоит, так как это может привести к путанице в расчетах», — говорит Игорь Чернышев.
«Дозвол» на негабарит: система может разрешит?
Некоторые компании предпочитают не ждать, пока система Росдормониторинга предложит альтернативные варианты проезда. Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев уверен, что самостоятельный подбор маршрутов позволяет ускорить процесс получения спецразрешения.
– У нас есть специалисты с большим опытом работы, которые сразу прорабатывают альтернативные варианты проезда и делают запрос в систему Росдормониторинга, – рассказал эксперт. Еще одной важной проблемой для перевозчиков является неопределенность итоговой стоимости проезда по маршруту, убежден директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. Компаниям приходится действовать на свой страх и риск, и быть готовыми покрывать дополнительные издержки.
– Мы считаем, что для решения этой проблемы Росдормониторингу нужно разработать более детальную тарификацию с учетом не только нагрузки по осям, но и их скатности, как это сделали в Казахстане, – подчеркнул Игорь Чернышев.
В дальнобойщики идут одни старики: почему профессия с зарплатой в 160 тыс. не привлекает саратовскую молодежь
Как отмечают эксперты, одной из ключевых причин нехватки водителей является так называемая демографическая яма. Это проблема, связанная с малочисленностью поколения, рожденного в 1990-х годах.
К тому же профессия дальнобойщика стала менее привлекательной для молодых людей, констатирует директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. Кандидаты моложе 30 лет не видят перспективы в работе, требующей длительных командировок, физической выносливости и постоянного напряжения. Это справедливо и для Саратовской области, где основная часть претендентов на вакантные должности — люди более старшего возраста.
Начнут ли перевозчики протестовать, если систему «Платон» распространят еще и на региональные дороги?
«В этом даже есть своя логика. Ремонт дорог должен осуществляться за счет тех, кто ими пользуется и постепенно приводит к необходимости этого ремонта», — отмечает директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев. Правда, Игорь Чернышев опасается, что в конечном итоге основное повышение тарифа снова возьмут на себя транспортные компании.
Один для всех: что такое мультимодальная транспортная накладная?
«По идее, в данном документе должны быть отражены все этапы перемещения груза от двери до двери. С указанием вида транспорта на каждом этапе. А вот разбивки стоимости перевозки на тарифы для отдельных этапов лучше избежать, чтобы не внести путаницу в расчеты», – говорит директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
Тягачи больше не тянут
Падение рынка грузовых автомобилей к рекордному прошлому году ускоряется. По итогам семи месяцев продажи сократились на 5,2%, до 71,9 тыс. штук. На КамАЗе ожидают падения на 15–22% по итогам года. В отличие от рынка легковых автомобилей, в этом сегменте не прогнозируют заметного всплеска интереса к покупке из-за ожидания повышения утильсбора. Перевозчики и участники рынка констатируют насыщение сегмента, наличие больших складов техники, а также давление на спрос высокой ставки ЦБ.
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев говорит о «депрессивном состоянии» рынка в ожидании неизбежности роста цен на технику. Он поясняет, что тарифы на внутренние автоперевозки уже находятся на грани рентабельности. В условиях стагнации тарифов и роста затрат у владельцев автопарков закупки планируются в аккуратном режиме, указывает господин Чернышев
Обзор рынка грузовых автоперевозок за июль
«Объем перевозок контейнеров автомобильным транспортом из Китая в первом полугодии 2024 года вырос в 1,4 раза. По нашему мнению, это временное явление на фоне сокращения мест на морских линиях в направлении России и дефицита фитинговых платформ на Восточном полигоне, поскольку в результате продолжающихся проблем в Красном море наблюдается дефицит контейнеровозов на основных морских направлениях. Соответственно, для ускорения доставки многие импортеры сейчас используют автотранспорт. Однако в июне 2024-го внезапно возросший поток на маршруте Россия – Китай привел к простоям грузовых автомобилей на границе из-за недостаточно развитой инфраструктуры большинства погранпереходов. К этому добавилась и ситуация с досмотрами грузов на границе с Казахстаном», – комментирует директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.
Российская и красноярская логистика страдают от кадрового голода
«Сегодня зарплата водителя составляет 180 тыс. рублей после вычета налогов, но даже с таким предложением тяжело найти опытного шофера», - отмечает Игорь Чернышев. При этом как утверждает Игорь Чернышев, кадровый голод вряд ли исчезнет даже в следующем году.
Создание реестра экспедиторов сократит предложение на российском рынке
Директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев заявил, что вопрос создания реестра экспедиторов назрел уже давно. Эксперт уверен, что если на входе отсекать недобросовестных участников рынка грузоперевозок и экспедиторов, то данная инициатива может обернуться пользой как для бюджета, так и для бизнеса. Конечно, нужно дождаться окончательного варианта законопроекта, чтобы понимать, какие дополнительные издержки возникают для собственников транспортных компаний. Но пока мы полны оптимизма в отношении данной инициативы, рассказал эксперт. Игорь Чернышев ожидает, что будет разработана определенная система фильтров на основе финансовой отчетности, которая позволит развиваться здоровой конкуренции и исключит варианты демпинга за счет непонятных схем. Экспедиторы должны бороться за клиентов путем улучшения сервиса, а не снижения тарифов до уровня отсутствия рентабельности перевозок, добавил директор по развитию бизнеса SOTA Logistic.